На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Два тарана

            В начале марта 2014 года на ММД (Московском монетном дворе) тиражом 5.000 штук частными лицами был изготовлен интересный памятный жетон "Два тарана" на заготовке от монеты номиналом 2 рубля Российской Федерации. Заказчики утверждают, что изделие выпущено не для продажи, а для раздачи в Крыму ветеранам ВМФ. Жетон посвящен отражению советскими сторожевиками вторжения американских крейсеров в территориальные воды СССР в районе полуострова Крым 12 февраля 1988 года. Что же там произошло?

            12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили большой резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера "Йорктаун" и эсминца "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР. Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6").

            О готовящемся в феврале 1988 года вояже американских кораблей крейсера УРО "Йорктаун" (тип "Тикондерога") и эсминца УРО "Кэрон" (тип "Спрюенс") в Черное море командование ЧФ узнало заблаговременно (разведка флота отслеживала все действия 6 Флота ВМС США). Поэтому перед прибытием американских кораблей в Черное море штабом флота была спланирована операция по слежению и противодействию им: выделены сторожевые корабли "Беззаветный" и "СКР-6", назначен командир этой корабельной группы — начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев Николай Петрович. С командирами кораблей и корабельной группы был произведен тщательный инструктаж по плану операции с проигрышем всех действий на картах и маневренных планшетах. Корабли в операции были распределены так: СКР "Беззаветный", как более крупный по водоизмещению корабль, должен был сопровождать и противодействовать крейсеру "Йорктаун", а "СКР-6" - эсминцу "Кэрон".

            Всем командирам были даны конкретные указания: как только обнаружится, что американцы намереваются проследовать в наши терводы, занять позицию относительно борта американских кораблей со стороны нашего берега, предупредить их о том, что курс их кораблей ведет в терводы, далее, если американцы не внимают этому предупреждению, с входом их в терводы совершить каждым нашим кораблем "навал" на американские корабли. План операции одобрил главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин.

Предусматривалось, что с входом американских кораблей в Черное море наши корабли встречают их в районе Босфора и начинают слежение за ними. Ожидалось, что американские корабли проследуют сначала вдоль западного побережья Черного моря, "забегут" в терводы Болгарии, Румынии (они раньше так делали), а потом будут смещаться в восточную часть к нашим берегам. Ну а вторгнуться в наши терводы они, видимо, попытаются в районе южной оконечности Крымского полуострова (мыс Сарыч), где границы тервод по конфигурации представляют треугольник с выдвинутой к югу вершиной. Обходить этот треугольник американцы, скорее всего, не станут, а пойдут сквозь терводы. Больше мест для такого "демонстрационного" нарушения тервод на Черноморском театре не существует. И вот здесь-то и должна была произойти основная фаза всей операции, а именно недопущение или вытеснение из наших тервод американских кораблей с "навалом" на них, если предупреждения о нарушении тервод на них не подействуют. Что такое "навал"? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к борту вытесняемого объекта и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от выдерживаемого им курса.

Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Поприветствовали, предупредили, что будут плавать с ними вместе, составят им "компанию" в Черном море. Американцы ответили, что им помощи не требуется. Американцам сообщили, что плавать все равно придется вместе. Они у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без внимания у нас не принято.

Американцы прошли терводы Болгарии, затем терводы Румынии. Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации. Крутились американские корабли в этом районе двое с лишним суток. Потом перешли и маневрировали непосредственно в прилегающей к Севастополю морской зоне вне тервод.

12 февраля примерно в 10 часов американские корабли легли на курс, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль (около 26 км.). Когда до границы оставалось 2 мили, американцев предупредили, что их курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо. Они это проигнорировали, продолжали идти прежним курсом. Чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям противника, было заранее предусмотрено вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР "Беззаветного", да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Когда американцы примерно в 11 часов влезли в наши терводы, оба наших корабля начали маневрирование для проведения навала.

Вот и первый доклад с «Беззаветного»: «Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки». Американцы сыграли аварийную тревогу. Их аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку "Гарпунов" из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".  С "СКР-6" о своих успехах тоже доложили: "Прошелся вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка, прорывы обшивки борта».

Американцы тоже попытались отомстить. "Кэрон" подошел к «Беззаветному» на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Наш корабль зарядил реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца. Правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но враги этого не знали, и на них это подействовало — американские корабли отвернули.

В это время на американском крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Моряки доложили на КП флота, что гости готовят нам какую-то пакость. Американцев предупредили, что их вертолеты в случае подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза" (ведь корабли американцев находились в наших терводах). А в это время в близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывала задачи группа десантных советских вертолетов. И вот над американскими кораблями, демонстративно зависая несколько в стороне от них, появилась пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, — вид внушительный. Американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

Что им оставалось делать? Двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы советских кораблей, "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное Черное море.

Картина дня

наверх