На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Золотая старина, часть-1

 

«Золотая старина» под таким заголовком была опубликована в апреле 2007 г. статья Ирины Суховой – антикварный рынок глазами журналиста. Призываю и Вас к размещению интересных статей на сайте «Все виды коллекционирования».

 

Антикварный рынок – это большая адреналиновая охота за раритетами. В ней Вы либо сорвете большой куш, на ближайшие годы решив все свои проблемы, либо станете дичью для других охотников. Мечта каждого антикварщика – набрести на нечаянную радость и заполучить шедевр по символической цене.

«Однажды наш молодой сотрудник выехал на вызов. Нужно было оценить вещи у женщины-искусствоведа» – вспоминает генеральный директор фирмы Геннадий Медведев. «Парень набрал всякого «сору» долларов на 200. И тут хозяйка показывает ему шкатулку – странный такой ларь, из дерева, отделанный бронзой с остатками посеребрения. Внешне старина выглядела слегка потрепанно».

«Может и её возьмете за 50 долларов»?

«Молодой человек согласился. Внимания на шкатулку никто не обратил. Поставили её на продажу за 500 долларов. И как-то я проходил мимо витрины и решил приглядеться к ларю – уж больно породистым он выглядел. Принес в свой кабинет, перевернул шкатулку и в прямом смысле слова ахнул. Там всюду стояли клейма Хлебникова – поставщика двора Его императорского величества. А отделана она не бронзой, а серебром, которое с годами дало такую своеобразную патину. Раритет тут же отправили на реставрацию. Когда она к нам снова вернулась, тот молодой сотрудник поинтересовался: за какую же цену её теперь выставлять? Не из простых вопрос, надо сказать. Вещь уникальная, без оговорок. Такую вряд ли где еще найдешь. В итоге мы продали её за 60 тысяч долларов!

Большинство частных коллекций были сформированы еще в 90-е годы прошлого века, так что предметов музейной ценности в свободном обращении остается все меньше.

И все-таки не все интересные предметы осели в закромах любителей антикварного искусства. Нет-нет, да и обнаружишь среди невзрачных предложений жемчужину или, по крайней мере, очень не дурную и перспективную вещицу. Правда, входной билет на рынок антиквариата стоит недешево.

«Для того чтобы заниматься коллекционированием всерьёз, надо иметь как минимум 10-25 тысяч долларов ежемесячного дохода» – считает дилер Игорь.

Но Фортуна иногда улыбнется и бессребреникам. Уникальные вещи подчас обнаруживаются совершенно случайно. К интересным находкам приводит ревизия семейных сундуков. Можно отыскать реликвии посредством объявлений: мол, куплю антиквариат. Нередко бабули и дедули распродают настоящие шедевры за символическую плату.

Загвоздка лишь в том, что дилетантов этот рынок не терпит. И если Вы для начала не поднатореете в истории искусств, то Вас вряд ли спасут заклинания в адрес слепой удачи.

«Неопытный продавец или покупатель – это дичь и сырьё для охотников от антиквариата» – категорично настроена антикварный консультант Наталья. «Непрофессионал на этом поле денег не наживет. Смешно также слышать, что новичку удастся лавировать в бурном антикварном потоке, сверяясь исключительно с книгами. Без помощи сталкера в первое время тут не обойтись».

Одно из самых сложных испытаний, даже для бывалых рулевых антиквариата, - это подделки.

«Сегодня попадаются фальшивки такого высокого класса, что они способны ввести в заблуждение и опытных экспертов, и музейных работников» – с грустью констатирует Владимир Иванов, эксперт антикварного рынка. «На серебряный новодел ставят клейма, старят холсты, чеканят монеты, изготавливают сумасшедшей редкости ордена, бомбардируют неискушенных якобы «бесценными» марками. Непокоренных вершин для производителей фальшака с каждым днем остается все меньше».

Несмотря на то что большинство антикваров стремятся блюсти репутацию и проповедуют честность и порядочность, без «системных сбоев» не обходится. Как-то один арбатский антиквар продал за миллион долларов картину некоему маститому столичному банкиру. Причем подлинность шедевра подтверждалась соответствующими документами. Удивление покупателя было не из приятных, и он попытался решить вопрос. Однако на все предложения мира и войны антиквар отреагировал тем, что завел при себе двух вооруженных охранников.

По словам антикваров, сбытом «липы» грешат и западные аукционы. Как-то один антикварный турист из России приобрел эмалевый ковш конца XIX века. За лот он выложил 90 тысяч фунтов стерлингов. А когда в Москве этот шедевр увидел опытный эксперт, заявил: мастер «векового» ковша еще жив.

В 90-х годах в антикварные лавки приходили чудные люди: невзрачные, в потрепанных одеждах, с авоськами. Доставали стопки денег и скупали уникальные вещи. И они не ошиблись с вложением средств: отдача от антиквариата, если это подлинник, может быть действительно сногсшибательной. Особенно сейчас.

«В среднем антиквариат приносит его владельцу 15-25% годовых» – рассказывает Эдуард Стацюра, один из совладельцев российского аукционного дома. «Определенные сегменты рынка, которые сегодня находятся на подъеме, дают по 50-60% годовых. В частности, живопись».

Неплохая перспектива открывается у нумизматов и фалеристов – 25-30% годовых. Наибольшим спросом пользуются монеты петровского периода, «пробники», выпущенные небольшими тиражами. Все больше ажиотажа возникает по поводу артефактов военной истории, в том числе медалей и наград. Достаточно быстро обещают прибавить в стоимости предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные на элитных дореволюционных фабриках.

Взлетела до небес цена на императорский фарфор XVIII-XIX веков. Светлое будущее ждет, по прогнозам дилеров, советский фарфор. Вообще вещи начала и середины прошлого века сейчас набирают финансовые обороты.

«Помещать капитал можно во что угодно, будь то эксклюзивные ювелирные драгоценности, вазы, картины, марки или мебель» – замечает эксперт-антиквар Владимир Иванов. «Вопрос в другом: насколько хорошо Вы ориентируетесь в рыночных тенденциях. Один из главных законов антиквариата гласит: чем уникальнее вещь, тем дороже она оценивается».

Вы случайно стали обладателем шикарной вещицы и подозреваете, что она может заинтересовать антикваров? У Вас есть два пути: отправиться в магазин или обратиться к дилеру.

«Чем больше Вы потратите на поиск покупателя и консультации, тем выгоднее пристроите свою реликвию» – убежден эксперт Александр Хочинский.

«Стоимость антикварной вещи – достаточно условное понятие, поскольку наш рынок пока еще очень субъективен» - объясняет продавец-консультант Алена Дартцмелия.

Так что лучше запаситесь терпением – проведите мониторинг салонов и магазинов. Вы обнаружите достаточно большой ценовой разброс на вещи, казалось бы, одинакового порядка. Если у клиента нет возможности ждать, он получит на руки без проволочек 10-50% от приблизительной стоимости оценки.

Остальные вправе «заказывать» желанный ценник. Правда, зачастую антикварщикам приходится остужать пыл владельцев: уж слишком заоблачные, оторванные от реальности цифры они диктуют.

Комиссия магазинов составляет, как правило, 25-40%.

 

Картина дня

наверх