На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Золотая старина, часть-2

 

Статья длинная, полностью не влазила в блог, поэтому пришлось разбивать на две части.

 

В общении с незнакомым профи стоит соблюдать осторожность. Допустим, неопытный продавец позвал домой дилера и предложил ему старинную вазу. Наметанный глаз профессионального гончего антиквариата сразу отметит, что «безделушка» – родом из XVIII века и имеет вес 5-6 тысяч долларов. А дальше рыночный агент поступает по велению собственной совести. Одни честно обозначают владельцам примерные перспективы, другие, вежливо расшаркиваясь, предлагают едва ли больше 20% от реальной стоимости раритета. Третьи милостиво соглашаются приобрести «хлам» за смешные 500 рублей. Во избежании метаморфоз сверьтесь с мнением нескольких экспертов. В большинстве случаев оценка антиквариата для продавцов бесплатна, если конечно, не требуется навороченной технологической экспертизы, с привлечением маститых специалистов.

Порядочный дилер не только даст исчерпывающую консультацию, но поможет за свои дилерские проценты отреставрировать вещь и выжать с неё ценовой максимум.

Справедливости ради нужно сказать, что клиентура тоже не дремлет и также не прочь объегорить потенциальных покупателей. Вот лишь один очень грустный, если вдуматься, случай. После смерти ветерана его «сметливая» родня аккуратно вписала лишний орден в орденскую книжку и пыталась сбыть фальшивую награду в числе настоящих.

Самая выгодная и активная форма продажи – это аукцион. Вы можете выставить свою вещицу за 1500 рублей в магазине. Тогда как совершенно не исключено, что с молотка она уйдет за 3000 рублей.

Но владельцам слишком раритетных предметов искусства по антикварным тропам лучше передвигаться вместе с опытным поводырем-дилером. Однажды внук очень модного и дорогого художника решил продать одну из дедовых картин и самостоятельно набрел на покупателя. При первом знакомстве с полотном коллекционер с живостью согласился расстаться с миллионом долларов. Когда же приехал за шедевром, привез только 500 тысяч «гринов».

«Но мы же договаривались» – опешил наследник.

«С тебя и этого хватит» – недобро процедил покупатель и нахмурился. А у дверей, небрежно поигрывая автоматами, мялись два здоровенных детины.

Антикварный рынок полон неожиданных метаморфоз. «В середине 80-х я продал икону с окладом мастера Постникова за 800 долларов» – рассказывает коллекционер Иван. «Через некоторое время я узнал, что она ушла с европейского аукциона за 15 тысяч фунтов стерлингов. Потом её ввезли обратно в Россию и перепродали, уже за 100 тысяч долларов. Так, что ту мою сделку иначе, как опрометчивой не назовешь».

К слову, продавцы очень любят делиться с антикварами легендарным прошлым своих редкостей. Если верить их словам, то чуть ли не каждая третья вещица принадлежала кому-то из питомцев родовитых российских гнезд, а то и вовсе украшала собой государевы палаты и царские опочивальни. Что тут от были, что от небыли, установить за давностью лет невозможно. Зато если у предмета есть фотографическое или документальное подтверждение его великой судьбы или сопричастности быту известной исторической фигуры, её стоимость автоматически взлетает в разы!

При состоятельных покупателях водится целый штат советников по искусству. Естественно, при каждой возможности дилеры конкурируют между собой, но уверяют, что исключительно на здоровых началах.

«Дилерская накрутка на предмет дороже 50 тысяч долларов составляет 20-40%. Но если коллекционер, как дитя, рад добытому шедевру, с него можно запросить сумму, вдвое и втрое превышающую «исходник» – объясняет дилер Екатерина. «Щедрый и страстный до искусства хозяин легко согласится. Особенно если почует, что такой диковины больше ни у кого нет»!

Если дилер продал своему заказчику фальшивку, то обязан выплатить двойную компенсацию. Чтобы проверить честность дилера, клиент может прибегнуть к услугам детективов или провести свою экспертизу.

Кстати, сегодня наблюдается тенденция к «национализации» антикварных рынков. Так, русскому капиталу интересны вложения в артефакты отечественной истории, французскому – во французскую старину и т.д. Так что в последние годы к родным пенатам вернулось очень много «путешествовавших» раритетов. По данным экспертов, 70-80% русских лотов, проданных на мировых аукционах, находят сегодня путь в Россию.

Живопись не осталась в стороне от общих настроений. На финансовом подъеме – полотна художников советского периода, созданные в 70-х – 90-х годах прошлого века. Среди именитых антикварных величин – полотна Василия Ситникова, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга.

Также выгодно инвестировать в полотна Коровина, Левитана, Серебряковой, Архипова, в шедевры представителей отечественного авангарда – Куприна, Гончаровой, Фалька, Машкова. Картина последнего, кстати, не так давно ушла с западного аукциона за поистине астрономическую цену – 14 миллионов долларов.

«А вот по отношению к Шишкину и Айвазовскому наблюдается некоторый откат интереса» – замечает дилер Екатерина. «Слишком велик риск нарваться на подделку. На западных аукционах картины продают зачастую без русских экспертиз. В профессиональной среде ходит упорный слух, что при одном из аукционов работает целая артель питерских художников. Из-под их легких и талантливых перьев выходят все «Шишкины», которые потом выставляются по нереальным ценам – по 200-300 тысяч долларов за штуку. Тогда как оригинал стоил бы явно в районе миллиона».

К слову, цена гениального полотна зависит и от его размера. Так что приходится вымерять стоимость линейкой, потому как квадратный дециметр Шишкина, Левитана или, скажем, Серова имеет свой персональный денежный эквивалент.

«Визуальное» заключение о подлинности картины может стоить не дорого – 2-3 тысячи рублей. Сложное экспертное исследование, вплоть до микронового уровня, обойдется владельцу в 3-5 тысяч долларов.

«На нашем рынке в принципе в последнее время существовал негласный прайс-лист на сертификаты» – заключает Екатерина. «То есть можно было за вознаграждение купить почти любое экспертное заключение. Так что документам верят лишь новички. Коллекционеры старой закалки доверяют только своему глазу и испытанным экспертам».

Несмотря на то, что хорошие иконы за последнее десятилетие подорожали как минимум на порядок, собирают их в коллекции теперь реже. Зато появился новый тренд – передавать купленные иконы в дар храмам и церквам.

Чтобы заработать на редких книгах, большого стартового капитала не нужно. Через несколько лет при грамотном вложении потраченные средства окупаются сторицей.

«Попробуйте сделать финансовый задел на будущее и создайте букинистическую библиотеку из книг, изданных в 20-е – 30-е годы ХХ века» – советует товаровед-эксперт Ирина Лукьянова. «Это вполне могут быть издания трудов советских историков (таких как Греков, Зимин, Тарле). Обратите внимание также на книги издательств «Академия» и «ОГИС».

Книги из серии «Академии» за 5-6 лет подскочили в цене примерно в пять раз! Сборник стихов Николая Заболоцкого, выпущенный в 30-х годах, в букинистических лавках книголюбы находят за 600-800 рублей. Аналогичный томик в дорогих салонах выставляется за 1200 рублей. А на аукционных торгах сборник уже сейчас подскакивает до 2,5-3 тысяч рублей. Через пару лет даже в самой скромной букинистической лавчонке «этот же» Заболоцкий поднимется за рубеж в 3-3,5 тысячи рублей. В разряд букинистических редкостей попадают дебютные поэтические сборники «шестидесятников» – Ахмадулиной, Окуджавы, Рождественского.

Художественная книга ста лет от роду может принести как 10-20 тысяч рублей, так и абсолютный ноль. Допустим, Вы предлагаете букинистам рассказы Майн Рида – выпущенные в начале прошлого века текст на дешевой бумаге, без картинок. Не удивляйтесь отказу. А если он издан на хорошей бумаге, красиво оформлен, отменно проиллюстрирован, вполне возможно, Вы станете богаче на 250-300 долларов. В категорию уникальных и дорогостоящих попадают подарочные, малотиражные, увидевшие свет при жизни автора или же литографированные издания.

«Главное, чтобы книга была в хорошем состоянии» – напоминает Ирина Лукьянова. «Замечательно, если она сохранила свою родную обложку. Упаковочная коробка, закладки, дополнительные листы, различные вкладыши придают ей в глазах букинистов дополнительную привлекательность.

Картина дня

наверх