На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Подводник Бурмистров

 

Издатцентр «Марка» Минсвязи России в 2003 году выпустил конверт с изображением подводника И.А. Бурмистрова. Маркированный конверт с его изображением выпускался и ранее – во времена СССР. В книгах, сборниках статей различных научно-практических конференций, журналах, газетах изданных в Ставропольском крае можно найти массу статей об этом человеке. Филателисты города всегда набирают кучу конвертов с его изображением, а потом на различные юбилеи (60 лет Победы, 225 лет Ставрополя, 100 лет почты Ставрополя, неделя письма и т.д.) ставят на них в клубе спецгашения.

Иван Алексеевич Бурмистров участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 годов. Подводная лодка испанских республиканцев «С-1», которой он командовал, принимала активное участие в боевых действиях Военно-морского флота республиканской Испании. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Номер выданной награды – 108.

Предлагаю Вашему вниманию статью «Флотский ноктюрн 41 года» из книги В.В. Госданкера «От прошлого нельзя отряхнуться», выпущенной в Ставрополе в 2007 году.

 

Время стирает множество деталей. Забываются люди, выцветают отдельные имена и факты. Но великие наши печали сорок первого года никогда не угаснут в памяти. Спустя десятилетия мы вновь и вновь возвращаемся к малоизвестным страницам той драматической поры, удивительным по своей значимости порывам и поступкам воинов, для которых служить Родине было долгом и честью. В числе истинных трудяг войны был моряк-подводник Иван Алексеевич Бурмистров, коренной ставрополец, самый первый Герой Советского Союза на флоте, а позднее почетный гражданин города Ставрополя.

В декабре 1938 года на Чрезвычайное заседание Главного Военно-морского Совета страны в число представителей советской флотской элиты, Генерального штаба, Совнаркома был включен командир бригады подводных лодок И.А. Бурмистров. В эти же дни Председатель Верховного Совета СССР М.И. Калинин вручил награды нескольким советским участникам сражений на стороне республиканской Испании. Позднее за особые заслуги Бурмистрову, одному из первых среди армейских и флотских героев, «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин подарил (случай для тех лет исключительный) и легковую автомашину марки «М-1».

Итогом работы Военно-морского Совета стала встреча его участников с руководителями партии и правительства в Свердловском зале Кремля. Отчитывались командующие округами и флотами, обсуждались задачи обороны страны перед угрозой надвигающейся войны. Когда речь зашла о подводных лодках Сталин предложил: «А по этому вопросу давайте послушаем товарища Бурмистрова. Товарищ воевал в Испании. Вот пусть нам и расскажет, что представляет собой подводный флот – и наш, и заграничный». После выступления, Бурмистрова попросили все предложения изложить в докладной записке.

Докладная записка имела свои последствия. В самый канун войны распоряжением Наркома Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецова Бурмистрову предписывалось взять на себя командование отдельным дивизионом строящихся подводных лодок на судостроительных верфях города Николаева. За приказом стояло Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома «О плане военного судостроения на 1941 год».

На рассвете 22 июня 1941 года немецкие самолеты бомбили Одессу, Севастополь, Николаев и другие города. Спущенными со стапелей в разной степени готовности стояли одиннадцать подводных лодок «Щ-216» (в обиходе «Щуки»), «М-111», «М-115» и миные заградители «Л-23». Надо было срочно, в непосредственной близости от наступающих немецких частей, высадившихся десантом в каких-то десяти-пятнадцати километрах от Николаева, провести по Днепробугскому лиману в Черное море подводные лодки и другие суда, чтобы не достались врагу. А потом? Потом, страшно сказать, взрывали верфи, стапеля, корпуса, склады – то, что нельзя было оставлять оккупантам. «Челночная операция» Бурмистрова и его товарищей в июле 41 года подстать детективной истории. Из Николаева в Севастополь надводным путем, ночами по звездам, не успели поставить гирокомпасы. Недостроенные лодки – буксиром. А назад по горящей и обстреливаемой суше снова из Севастополя в Николаев на подаренной Калининым «Эмке». Чтобы еще и еще раз лично сопровождать оставшиеся подлодки, погрузив в них оборудование и, где это видано, семьи моряков и рабочих судостроителей.

Да, это было повторение уникального испанского опыта, которым снова воспользовался «морской волк» Иван Бурмистров. Тогда, в 1938 году, он, советский капитан-лейтенант, командир республиканской подводной лодки, взявший имя Луис Мартинес, буквально под носом у немецких и итальянских военных кораблей сумел провести отремонтированную на французской верфи субмарину «С-4». А в 41-м – одиннадцать подводных лодок, спасенных для воюющего Черноморского флота, всего лишь эпизод, достойный, конечно же, более подробного описания в хронике больших и малых событий Великой Отечественной войны.

Картина дня

наверх