На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Советские сигары для Черчиля

            Свою приверженность сигарам Черчилль демонстрировал высказываниями: «Если вы отберёте у меня сигару, я начну с вами войну» или «Если газеты начнут писать о том, что надо бросить курить, я лучше брошу читать!». Ещё одним подтверждением тому служат многочисленные изображения Черчилля с сигарой на почтовых марках и других средствах оплаты почтовых корреспонденций разных стран мира.

                 Сталин несколько раз дарил Черчиллю советские сигары. Известно, что первый раз это было сделано в августе 1942 г., когда британский премьер-министр прилетал в Москву для проведения переговоров об открытии союзниками второго фронта. К изготовлению сигар для Черчилля приложил свои умелые руки мастер Погарской фабрики Иван Алексеевич Алексеев. Он вместе с другими работниками фабрики был эвакуирован из оккупированного фашистами Погара в Саратовскую область налаживалось производство нужной для фронта табачной продукции. Однажды Алексееву доставили правительственную телеграмму - его срочно вызывали в Москву в распоряжение Наркомата пищевой промышленности СССР. О том, как развивались события дальше, можно узнать из воспоминаний самого Алексеева, представленных в книге И. Ходыкина «На берегах Судости». В Москве «привезли прямо в генеральный штаб Красной армии, завели в один из обширных кабинетов.

– В Наркомате пищевой промышленности нам сообщили, что вы опытный сигарник, – начал разговор принявший Алексеева генерал.

– С тринадцати лет занимаюсь этим делом, – ответил Иван Алексеевич. – Вот теперь только не у дел… Комбинат наш Погарский фашисты оккупировали.

– Знаете ли, что ваши сигары постоянно курит мистер Черчилль?

– Слыхал.

– Так вот. В запасе погарских сигар у нас нет, как, впрочем, и никаких других. Погарский комбинат в предвоенные годы был единственным в стране предприятием, вырабатывающим сигары… А в Москву приезжает Черчилль и иные высокопоставленные лица из-за рубежа, – генерал сделал паузу. – Чем станем гостей потчевать?

Иван Алексеевич немигающим взором уставился на генерала. Он только теперь понял, зачем понадобился. Оказывается, не только оружие важно для войны. И его совсем мирная профессия должна приносить какую-то пользу. Генерал между тем продолжал:

– Сумеете изготовить точно такие же сигары, какие делали в Погаре?

– Конечно, – оживился мастер, и глаза его заблестели. – Надо только сырьё и место для работы…

– Сырьё найдется, а место и помощники – тем более. Будете работать на табачной фабрике «Ява». Директор уже в курсе дела…

              Так Иван Алексеевич Алексеев начал налаживать производство сигар на ведущей в стране табачной фабрике в годы войны. Здесь он встретил бывшего директора Погарского сигарного комбината Серебрякова. Вместе они немедленно приступили к делу. Срок выпуска небольшой партии сигар был определён буквально часами. Алексееву самому пришлось сесть за стол и заняться тем, от чего, казалось, отвык. Рядом – с десяток самых опытных табачниц фабрики, к сожалению, только не по части изготовления сигар. Алексееву предстояло очень быстро научить их новому делу. Первую неделю Алексеев ночевал в помещении, которое ему выделили для организации цеха. В сутки он спал буквально несколько часов. Вставал, садился за стол, готовил обёрточный лист или начинку, проверял температуру в сушильной камере, где уже было несколько сотен сигар.

             Задание было выполнено в срок. Нужное количество отличнейших по качеству сигар, изготовленных руками лучшего в этом деле специалиста было подано на стол, за которым проходили переговоры глав Правительств трёх держав, решивших совместно вести войну против гитлеровской Германии и её союзников».

             На последующих встречах в Тегеране, Ялте и Потсдаме Черчилль неизменно получал от Сталина в подарок ящик с советскими сигарами, производство которых в 1944 г. было возобновлено и в Погаре. О том, как это произошло в последний раз, упоминается в романе А.Б. Чаковского «Победа». После заседания «Большой тройки» Черчилль был приглашён к Сталину на ужин. Вернувшись, он долго рассказывал своему врачу Морану, как принял его маршал Сталин как подарил ему коробку сигар и как, судя по всему, искренне желал его победы на выборах.

Картина дня

наверх