Традиция проведения нью-йоркских аукционов зародилась вскоре после Второй мировой войны. В них участвуют ведущие аукционные дома Америки, Европы и Азии, и количество устроителей постоянно увеличивается. Результаты состоявшихся продаж, как утверждают эксперты, являются показателем тенденций, которые будут доминировать в этом бизнесе в ближайшее время. Для участников рынка так называемого высокого антиквариата, к которому относятся наиболее редкие и дорогие предметы, показательно устраивается «Международная нумизматическая неделя». Девять тысяч коллекционеров и инвесторов посетили её мероприятия в этом году.
Крупнейшая на американском континенте ежегодная встреча нумизматов и фалеристов, для проведения которой был арендован целый этаж в фешенебельной гостинице «Уолдорф-Астория» на Манхэттене, уже в 42-й раз состоялась в Нью-Йорке. Ее сопровождали профильные аукционы. Их общая выручка превысила 50 миллионов долларов. Устроителями аукционов выступили восемь специализирующихся на торговле предметами нумизматики и фалеристики аукционных домов США и Западной Европы: «Херитедж оукшенс»; «Болдуинс», «Стакс», «Джемини», «Эм энд Эм», «Аукцион Маркова», «Отдел классической нумизматики» и «Кольбе энд Фаннинг».
Активное участие коллекционеров и дилеров было отмечено на аукционе раритетов российской нумизматики и фалеристики. На нем была продана уникальная коллекция наград Российской империи и советских республик. Она состояла из 95 орденов, медалей, полковых знаков и наградных жетонов ХIХ и первой четверти ХХ века. Аукцион был организован совместно вашингтонским аукционным домом «Эм энд Эм», нью-йоркским «Аукционом Маркова» и лондонским «Болдуинс». Общая стоимость выставленных на торги предметов превысила четыре миллиона долларов.
Самым дорогим лотом аукциона стал выполненный в 1925 году в единственном экземпляре из золота и серебра прототип ордена Трудового Красного Знамени УССР. Аукционная цена, включая премию аукционера, составила 351 тысячу долларов.
Российские награды, особенно досоветского периода, представляют повышенную ценность для коллекционеров и инвесторов. До наших дней, в отличие от иного коллекционного материала, их дошло чрезвычайно мало. После октябрьского переворота кавалеры императорских орденов и медалей стали считаться классовыми врагами. Награждённые были вынуждены скрывать свои прошлые заслуги, уничтожая знаки и документы к ним. Незначительное количество раритетов сохранилось за границей.
На американских аукционах в последнее десятилетие цены на предметы российской фалеристики бьют рекорды. Прошлой весной на «Российских торгах» нью-йоркского филиала «Кристис» за 300 тысяч долларов был продан произведенный в 1865 году в санкт-петербургской мастерской придворного ювелира Иоганна Кейбеля орден Святого Андрея Первозванного. За такую же цену была реализована орденская цепь к высшему ордену Российской империи, изготовленная в начале ХХ века ведущей российской ювелирной фирмой «Эдуард».
Повышенное внимание участников аукциона привлекли редкие золотые монеты времен правления императоров Александра II и Николая II. Отчеканенные в количестве ста штук донативные 25 рублей 1876 года были проданы за 325 тысяч долларов, пробные империал 1897 года - за 300 тысяч долларов и полуимпериал 1895 года - за 200 тысяч долларов. Они сохранились в идеальном состоянии.
Один из ведущих экспертов-нумизматов Кристоф Мош указал на растущий в мире интерес к старинным наградам России: «Инвестиции в российскую фалеристику являются одними из наиболее перспективных. Спрос растет, прежде всего, на уникальные награды, дошедшие до наших дней в единичных экземплярах. В них охотно вкладывают средства состоятельные коллекционеры и инвесторы в США и Западной Европе».
Каждый орденский знак, врученный до начала ХХ века, уникален. Их создавали лучшие ювелиры, поэтому эти предметы повышенного коллекционного спроса являются также произведениями ювелирного искусства. Старинные ордена, в отличие от монет, чеканившихся с использованием примитивной технологии - с точки зрения современных технических возможностей - штемпелями, практически не поддаются подделке. Эксперты всегда отличат оригиналы. В нумизматике вопрос экспертизы стоит значительно острее.
Редчайшие предметы нумизматики, в подлинности которых не было сомнений, продолжают оставаться перспективным вложением капиталов. Крупнейшая коллекция, состоявшая из 2238 монет, была реализована на торгах аукционного дома «Херитедж». Выручка составила 14 миллионов 222 тысячи 166 долларов. Самые крупные суммы были выплачены за уникальные монеты Бразилии и Мексики. Золотая монета 1822 года номиналом 6400 рейс с изображением бразильского императора Педро I ушла с молотка почти за 500 тысяч долларов. Это первая монета, отчеканенная в крупнейшей южноамериканской стране после обретения ею независимости от Португалии. Золотые восемь эскудо 1711 года испанского короля Филиппа V, предназначавшиеся для обращения в Мексике, были проданы за 293 750 долларов. Оба раритета сохранились в превосходном состоянии.
В коллекции «Херитедж» находился отчеканенный на Санкт-Петербургском монетном дворе в серебре в 1757 году рубль с аверсным портретом императрицы Елизаветы Петровны. Монета, автором которой является швейцарский медальер Жан Дасье, относится к разряду пробных. Покупатель заплатил за нее 176 тысяч 250 долларов. До нашего времени она дошла в идеальной сохранности. В этом состоит ее уникальность, которой соответствует высокая аукционная стоимость. Российские серебряные рубли 1816 и 1859 гг. в сохранности «полированное поле» ушли с молотка почти за 100 тысяч и 47 тысяч долларов, соответственно.
Серьезная борьба на аукционах развернулась за древнегреческие и древнеримские драхмы и статеры. За 130 тысяч долларов был продан ауреус периода совместного правления римских императоров Карина и Нумериана, за 100 тысяч долларов - ауреус императора Геты. «Очень хорошо расходились даже самые дешевые античные монеты, ведь античная тема, невзирая ни на что, остается самой распространённой среди нумизматов», — отметил президент организационного комитета «Международной нумизматической недели» Кевин Фоли.
«Невзирая ни на что» - давайте расшифруем этот термин. Многие специалисты выражают серьезные сомнения в подлинности большинства дошедших до нашего времени античных монет. Золотые и серебряные «раритеты» в значительном количестве штамповали в средневековье по заказу состоятельных коллекционеров. Особенно много собирателей нумизматической старины появилось в Европе в эпоху Возрождения. Отличить оригинал от более поздней фальсификации весьма сложно. Тем не менее, античные монеты пользовались повышенным спросом в Нью-Йорке. Кстати напомню, что одной из самых дорогих монет мира недавно стал медный сестерций римского императора Адриана. Его аукционная цена в итоге составила два миллиона долларов.
Специалисты прогнозируют дальнейший рост спроса на редкий коллекционный материал при наблюдающейся тенденции - общем снижении его предложения. Раритеты, по их словам, будут наиболее востребованы коллекционерами и инвесторами в Западной Европе и США. Именно там фиксируются рекорды аукционных продаж. Впрочем, стремительно расширяющимися рынками становятся Россия и Китай, откуда ежегодно увеличивается приток участников специализированных ярмарок и аукционов в Нью-Йорке. В 2015 году они пройдут со 2 по 12 января.