На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Затонувшее золото

На этом аукционе SOTHEBY’S продавались золотые слитки и монеты, которые подняли со дна океана. Рассказов о затонувших кораблях, перевозивших золото, много и они как правило, не лишены интереса, особенно для «искателей приключений».

           Гитлеровская Германия поставляла в Японию военную технику и приборы: радарные установки, торпеды, бомбардировочные прицелы.

Взамен немцы получали от дальневосточного союзника стратегическое сырье: вольфрам, олово, каучук для военной промышленности, а также опиум для фармацевтических предприятий. До начала Второй мировой войны эти грузы шли через Советский Союз по Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью более 9 тысяч километров. Когда Германия напала на СССР, для Японско-Германского товарообмена остался только длинный морской путь – 22 тысячи километров.

            Немцы маскировали свои морские караваны под чужие, якобы принадлежащие нейтральным государствам. Но маскировка помогала до поры, до времени. К началу 1944 года Германия потеряла половину своих транспортных судов. Чтобы поступление необходимых грузов не прекратилось окончательно, Япония и Германия стали использовать подводный флот.

            Военное судостроение Страны восходящего солнца специализировалось на строительстве больших подводных лодок. Японские субмарины были на 30 метров длиннее немецких. Они преодолевали 34 тысячи километров без дозаправки топливом и были вполне пригодны для транспортировки грузов.

            В марте 1944 года подводная лодка «I-52» тайно покинула Японию. После остановки в Сингапуре она пересекла Индийский океан, обогнула мыс Доброй Надежды и вошла в Атлантический океан. На её борту находилось почти 300 тонн грузов (в том числе и 2 тонны золота), 95 человек личного состава и 14 инженеров, которые должны были в Германии ознакомиться с новейшими технологиями производства вооружения. Во французском порту Лорьян уже стояла немецкая субмарина со «встречным» военным грузом на борту.

            Посол Японии в Берлине Осима Хироси считался доверенным лицом Гитлера и был посвящен во многие планы фюрера. Сотрудники японского посольства передавали от него информацию по радио в министерство иностранных дел в Токио. Естественно, что разведка союзников перехватывала их зашифрованные сообщения и через некоторое время спецы сумели расшифровать коды противника. Итак, через этот канал американцы заранее узнали о тайной встрече в Атлантическом океане японской и немецкой подлодок. Место встречи было назначено далеко от берега, чтобы туда не могли долететь самолеты противника. Но американцы имели транспортное судно со взлетно-посадочной полосой на палубе.

            23 июня 1944 года немецкая субмарина всплыла в условленном месте. Вскоре появилась японская лодка. А американское транспортное судно – мини-авианосец прибыло в этот район Атлантики на два дня раньше подводных лодок и поджидало свои жертвы. Над местом встречи подлодок патрулировали 4 самолета, которые с помощью радаров засекли «I-52», сбросили осветительные ракеты и буй с гидролокатором. Японцы пытались уйти от преследования, но шум от гребных винтов в виде радиосигналов подавался на самолет. Пилот, ориентируясь на эти сигналы, выпустил торпеду точно в цель. Новая техника не подвела американцев. На следующий день нефтяное пятно на поверхности океана четко обозначило место гибели субмарины. Американские моряки выловили из воды более 1350 килограммов каучука.

            В 1990 году, когда многие секретные документы военных лет были рассекречены, некий Пол Тайдуэл отыскал в Вашингтонских архивах документы о подводной лодке «I-52». Ему на глаза попались записки офицера разведки, из которых он узнал, что на борту субмарины было 2 тонны золота.

            В апреле 1995 года Тайдуэл арендовал для поисков подводной лодки российское исследовательское судно. Компьютерный анализ показал местонахождение «I-52». И Тайдуэл, окрыленный успехом, начал готовиться к подъему ценного груза. Для выполнения этой операции нужно было арендовать российский научно-исследовательский корабль «Академик Мстислав Келдыш». Это уникальное судно, оснащенное оборудованием для работы на больших глубинах и подъема крупногабаритных предметов, успешно работало на месте гибели «Титаника».

            8 ноября 1998 года «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» вышло из порта на Канарских островах к месту гибели японской субмарины. Оборудование этих аппаратов не позволяло исследовать подводную лодку изнутри, но Тайдуэл полагал, что золотые слитки лежат на дне вокруг развороченной взрывами подводной лодки.

            Вместо золота незадачливые «искатели приключений» раз за разом вытаскивали со дна ящики с оловом. Каждое погружение «Мира» обходилось инвесторам в 25 тысяч долларов и они через определенный промежуток времени потеряли терпение. Поднимать оловянные слитки с большой глубины не имело смысла – затраты того не стоили. Проникнуть внутрь корпуса оказалось делом невозможным. Экспедиция закончилась полным крахом и принесла участникам разочарования и долги. Но Пол Тайдуэл уверен, что 2 тонны золота ждут своего часа в темных глубинах океана, в одном из внутренних грузовых отсеков «I-52».

Картина дня

наверх