На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

По следам золотого чемодана

Поскольку на нашем сайте есть и кладоискатели, то эта история как раз в тему. В начале 1990-х годов в Ставрополь приезжал, ища спонсорскую поддержку, кладоискатель. Он опубликовал в ставропольском журнале «45-я параллель» следующую статью:

 

Сорок первый год. Горит Керчь. Со дня на день неизбежна оккупация города. Через пролив на Тамань вывозится все ценное. Сотрудник Керченского историко-археологического музея Ю. Марти и инструктор горкома партии Ф. Иваненкова получают задание: переправить в безопасную зону чемодан с музейными золотыми изделиями и монетами…

Что было в чемодане? Исследователь Е. Кончин считает: «Семьдесят серебряных понтийских и боспорских монет митридатского времени, то есть II-I веков до нашей эры, из очень интересного Тиритакского клада, обнаруженного при раскопках в конце 1935 года. Далее – золотые бляшки с изображением скифов, коллекция пряжек средневековья, браслеты, серьги, кольца, перстни, подвески, медальоны, маски, золотые бусы, пояса из серебряных пластин, золотые иглы и лепестки… Наконец пантикапейские монеты червоного золота, золотые боспорские монеты греческого и римского времени, генуэзские, византийские, русские монеты, медали, древняя иконка… Предметы в количестве 719 штук, из золота и серебра. Все – памятники мировой культуры.

Трудной оказалась дорога на Тамань. Машина несколько раз попадала под бомбежку. И все же «золотой чемодан» удалось доставить в целости. О дальнейшей его судьбе пишет краснодарский краевед С. Кравцов: «Кроме чемодана были привезены ящики с архивными и научными материалами. Все это переправили в Армавир. Документы уничтожил взрыв бомбы. Прямое попадание в здание. А что касается чемодана, его история удивительна. Посылаю тебе воспоминания бывшей работницы армавирского горисполкома А. Авдейкиной».

Вот отрывки из этого письма: «Третьего августа 1942 года обеспокоенная мама сказала мне, что немцы совсем близко и, похоже город эвакуировался. Поднялась я слабая-слабая. Шатаясь, побрела в горисполком. Там двери настежь, никого! С трудом поднялась на четвертый этаж. По привычке заглянула в свою комнату. И сразу увидела черный чемодан. Глазам своим не поверила. Как же его оставили? Очевидно, тот, кто собирал здесь бумаги и вещи, подлежащие вывозу, просто не обратил внимания на обшарпанный чемодан. Ведь о его содержимом знали лишь два-три человека».

А. Авдейкина с племянником разыскали председателя армавирского горисполкома В. Малых. «Малых где-то достал грузовик, - пишет дальше Авдейкина. – Василий Петрович приказывает гнать в станицу Спокойную и велит мне, если мы доберемся до конечного пункта, сдать чемодан в отделение Госбанка».

Чемодан из Спокойненского банка попал в партизанский отряд. Прояснить его дальнейшую судьбу могли только ветераны. Мало кто уцелел из партизанского отряда. В конце 1942 года фашисты начали массовый прочес окрестностей. Следили за лесом с самолета. Немцы взяли партизан в кольцо. Прорывались по два-три человека. Одна из групп зарыла чемодан. Это подтвердил и боец отряда Н. Семенов: «В лесу были тайники на случай возвращения подразделений. О чемодане тогда мало кто знал. В шестидесятых годах ко мне приезжали военные. Я им рассказал, что знал. Собирались тогда начать поиск, но дело заглохло…».

И еще одно сообщение – от А. Потресова: «По следам «золотого чемодана» шла зондер-команда. Искали они его долго, но в руки он им не дался. Почему я так считаю? Уже после войны у станицы Спокойной ребятишки, играя в лесу, нашли золотую пряжку. Значит, точна информация: чемодан успели передать партизанам».

«Чемодан в лесу, - считает руководитель краснодарской комплексной геофизической экспедиции Н. Ципченко. – Там ценностей на миллионы рублей, историческую же и музейную значимость вообще не измерить деньгами. Геофизические методы позволяют сейчас вести поиск на глубине до четырех-пяти метров. Я составил проект программы и предварительную смету работ. Гарантии высоки…».

Далее в статье написано, что Н. Ципченко принял предложение донецких экстрасенсов, пообещавших указать район захоронения «золотого чемодана» с точностью до пяти-десяти метров.

Итак, самолет, автобус, попутка – и вот группа в диком урочище, заросшем боярышником и грушами. Ночевка. А с утра экстрасенсы вооружились картами, рамками, фотографиями предметов из клада и занялись биолокацией и ворожбой. На следующий день уточнили карту района с местными жителями. Нашли гору, возле которой в 1942 году базировался Спокойненский партизанский отряд. От этой отправной точки экстрасенсы вывели маршрут. Подвели к небольшому лесочку, уверенно заявили: «Чемодан здесь!»

Дальше Владимир Куковякин пишет, что дело уперлось в деньги. А как же гарантированная точность предсказания района клада пять-десять метров?

Картина дня

наверх