12 мая 1999 года между островами Бангка и и Белитунг неподалеку от Суматры среди рифов курсировал «Растлес М», современный траулер, переоборудованный для поисков затонувших кораблей. Капитан судна - Майкл Хэтчер имел репутацию опытного и удачливого кладоискателя. Он был хорошо известен среди профессионалов, которые пытали счастье в поисках подводных кладов. 30 лет назад этот кладоискатель поднял со дна немецкую подводную лодку и заработал на этом миллион долларов. А в 1985 году Хэтчеру посчастливилось поднять со дна китайский фарфор – груз голландского судна «Гельдермальзен», затонувшего в 1752 году по пути из Кантона в Европу. Это была ценная добыча – 160 тысяч фарфоровых изделий.
В этот день один из его матросов сидел на мостике и с безразличным видом «косил траву». На сленге морских кладоискателей, использующих приборы и оборудование, так называется самая нудная часть работы. Судно (как газонокосилка) медленно движется по прямой и тащит за собой на буксире шлюпку, оборудованную «сонаром» - подводным радаром и магнетометром. Приборы регистрируют неровности морского дна, а также лежащие там металлические предметы. Все данные сразу появляются на мониторе, установленном на поисковом судне. Кладоискатели уже несколько месяцев занимались этим «увлекательным делом» по 16 часов в день. И в этот день улов был никудышным: пара затонувших рыболовецких катеров, якорь и какой-то металлолом.
И вдруг на глубине 30 метров на приборы показали холм длиной 42 метра, шириной 10 метров и высотой 4 метра. И капитан понял, что ему невероятно повезло. Из записей в старинных судовых журналах Хэтчер знал, что где-то совсем близко разбило о рифы груженую фарфором большую джонку – китайское парусное судно, а часть людей с потерпевшей крушение джонки подобрал парусник под названием «Индиана».
Опытный искатель морских сокровищ, Хэтчер действовал очень оперативно: отбуксировал из Сингапура большую морскую платформу с 50-ти тонным краном и общежитием на 50 рабочих. Все работы по подъему находок проводились быстро и без лишнего шума. До декабря 1999 года успели не только извлечь на поверхность 300 тысяч предметов, но и тщательно их очистить и сфотографировать в нескольких ракурсах. Затем все упаковали в 50 контейнеров шестиметровой длины, переправили морем в Австралию и произвели оценку фарфора и других предметов.
Из архивов выяснили, что китайская джонка под названием «Тек Синг» («Настоящая звезда») следовала из восточно-китайского порта Амой (Ксиамен) в столицу голландской колонии Батавию (Джакарта). Это было очень красивое трехмачтовое судно длиной 50 и шириной 20 метров. На борту было много пассажиров, в основном богатых беженцев, спасавшихся от беспорядков. В общей сложности на джонке находилось около 2000 человек, и 1800 из них утонули – больше, чем на «Титанике».
Хэтчер пришел к соглашению с хозяевами немецкого аукциона «Нагель», которые предложили ему более выгодные условия, чем лондонский аукцион «Кристи» и нью-йоркский «Сотби». Поднятый фарфор был оценен в 17,5 млн. долларов. Все делалось опытным кладоискателем хорошо, очень профессионально, но тут…
В начале апреля 2000 года индонезийские ВМС конфисковали австралийскую платформу вместе со всем дорогостоящем оборудованием, а рабочих посадили под домашний арест в Джакарте. Индонезийские власти объяснили, что разрешение на поиск и подъем ценностей дало прежнее правительство, а теперь правительство сменилось и разрешение недействительно.
На дне еще осталось около 50 тысяч фарфоровых изделий. Для Майкла Хэтчера встреча с «Тек Синг» оказалась такой же роковой, как и для капитана «Индианы» - Джеймса Пирла. Пирл потерял много времени, вылавливая из воды уцелевших во время кораблекрушения, и не успел в срок доставить груз. Его убытки составили около 800 тысяч долларов (в пересчете на современные оценки), и Пирл до конца жизни так и не смог поправить свое финансовое положение.