На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Одна из махинаций черного рынка антиквариата

            Иногда чтобы продать свои сокровища (как настоящие, так и фальшивые) с наибольшей выгодой придумывают хитроумные планы. Например, стоит знаменитому археологу во всеуслышание объявить их сенсационной находкой, и цена антикварных изделий, а также количество желающих их приобрести подскочат до невероятных размеров.

Одна из наиболее нашумевших подобных историй произошла полвека назад в Турции.

            В 1956 году профессор Джеймс Мелларт, будучи сотрудником филиала Британского института археологии в Анкаре, долгое время безуспешно исследовал Антолийское плато, где, по мнению большинства историков, родились и погибли многие цивилизации и города древности, начиная с легендарной Трои. Однажды на шумном стамбульском базаре он заметил странные глиняные черепки с незнакомым ему орнаментом. Профессор, тут же скупив все черепки, опросил продавцов – откуда они их взяли? Крестьяне указали на холм в районе города Испарты. После нескольких лет раскопок Мелларт стал мировой знаменитостью – ему удалось обнаружить в указанном месте древний город, возраст которого около 10 тысяч лет.

            Греясь в лучах славы, профессор не мог и предположить, что его известность уже обратила на него внимание и его попытаются использовать в корыстных целях, разыграв небольшой спектакль. В тот памятный день Мелларт сел в экспресс, следовавший по маршруту Стамбул-Измир. Поезд тронулся, археолог задремал, и тут в купе вошла девушка. Она попросила разрешение занять место напротив, завела ничего не значащий разговор. И тут Мелларт заметил на её правой руке массивный золотой браслет, судя по всему очень древний. Это была наживка. Не отводя взгляда от браслета, ученый начал на глаз прикидывать его возраст. Остановился на III тысячелетии до н.э. – матовое золото, своеобразный узор, рельефный рисунок.

            Археолог представился, и на его вопросы девушка сказала, что эта вещица из домашней коллекции. После долгих уговоров, она согласилась показать остальные сокровища, доставшиеся ей в наследство. «Это семейные реликвии – твердила случайная попутчица. Они передаются из поколения в поколение. Такова традиция. Их нельзя ни продать, ни обменять».

            Когда он приехал к девушке домой, то ему показали всю коллекцию, спрятанную в тайнике. Осторожно перебирал ученый древние украшения, фигурки людей, посуду, внимательно рассматривал древние рисунки неизвестных доселе типов древних кораблей, узоры, до сих пор неведомые науке. Перед ним высыпали бесценные изделия из слоновой кости, серебра, янтаря, бронзы. Были здесь и железные вещицы, которые во времена их изготовления стоили значительно дороже золотых - оружие древних воинов.

            Профессор попросил разрешения сфотографировать коллекцию. Ему отказали, но разрешили сделать зарисовки. В комнате с занавешенными окнами археолог работал около недели, копируя удивительные узоры, тщательно перерисовывая иероглифы, стараясь не упустить детали. Он сделал научное описание редчайшей коллекции. Его торопили с окончанием работы, практически не отвечая на его вопросы. Впрочем, ему рассказали, что коллекция была найдена во времена греческой оккупации в Первую мировую войну в результате секретных раскопок в маленькой деревеньке Дорак.

            Мелларт находился на пороге нового крупного археологического открытия: древний клад неоспоримо доказывал, что около Трои процветал большой город, имевший морской флот, управляемый кастой воинов и возможно превосходящий даже Трою по богатству и влиянию. Судя по вещам из клада, он торговал с Египтом, Критом, городами Малой Азии. Сделать археологическое открытие подобного масштаба – мечта любого археолога. Речь шла об открытии народа, создавшего своё особенное государство. И этот народ не египтяне, не греки, не хетты.

            Наконец-то Мелларт закончил свою работу и уехал. Вернувшись через несколько дней, он не нашел этого дома по записанному у него адресу (такая улица попросту не существовала) ни местной девушки, говорившей по-английски с американским акцентом. Профессору надо было просто обо всем забыть - слишком многое в этой истории настораживало. Но он подготовил доклад о находке в Британский институт археологии в Анкаре. А в 1959 году ученый публикует статью о найденных сокровищах клада в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс», после которой турецкие власти пришли в ярость и потребовали от него предъявления сокровищ. Несколько лет турок убеждала пресса, что у них украли национальное достояние. Имя археолога было, мягко говоря, запятнано, ему запретили работать не только в Турции, но и в целом ряде стран.

            Только потеряв свою репутацию, профессор осознал, в какую авантюру он был вовлечен. Кто-то использовал его авторитет ученого, получив для махинаций на черном рынке антиквариата его статьи подтверждающие достоверность клада. Таинственность случившегося, многочисленные разборки в прессе по этому поводу, оттенок криминальности – чем не реклама? Соответствующая почва для распродажи была подготовлена!

            И на черном рынке США стали появляться то одна, то другая вещь, описанная Меллартом. Продавцы, естественно, скрываются за вереницей подставных лиц. Поэтому тайну происхождения этих сокровищ мы, скорее всего никогда не узнаем: она, обрастая легендами, навсегда будет сокрыта в сейфах нечистоплотных коллекционеров.

Картина дня

наверх