На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Самолеты Гаккеля

 

Яков Модестович Гаккель является одной из ярких фигур среди авиационных конструкторов начального периода развития авиации в России, одним из пионеров отечественного самолетостроения. Он построил девять самолетов, из которых семь летали, причем некоторые из них показали выдающиеся для своего времени достижения.

Две модели его самолетов («Гаккель-7» и «Гаккель-9») можно увидеть на марках.

В программу первого конкурса военных аэропланов, помимо других условий, входили взлет и посадка на невспаханном поле. Как писал Я.М. Гаккель, два его конкурента «бипланы «Дукс» и «Лебедев», сделав несколько полетов, взлетая с невспаханного поля, каждый раз ломали свои шасси при посадках на него и вскоре отказались от предложенной программы конкурса. Аппарат же «Гаккель VII» делал все посадки без поломок благодаря большой эластичности шасси, совмещенной с прочностью. Самолет Гаккеля единственный из всех представленных самолетов выполнил программу конкурса. Однако главное инженерное управление именно под этим предлогом сочло конкурс несостоявшимся и Я.М. Гаккелю премии не выдало. Самолет «Гаккель VII» был приобретен военным ведомством за 8 тыс. рублей.

«Гаккель-9» - первый в мире подкосный моноплан. Такое решение возникло с целью создать наилучший обзор вверх и в стороны. Оба самолета «Гаккель-8» и «Гаккель-9» участвовали в Конкурсе военных аэропланов 1912 года, проходившем в Петербурге. Однако, постоянные неполадки с двигателями не дали возможности провести все полеты, предусмотренные программой. Причины выяснились только через несколько лет. Механик, который обслуживал эти самолеты, был подкуплен конкурентами с завода «Дукс». Он подливал серную кислоту в рубашки двигателей и этим выводил их из строя. 5 декабря 1912 года оба самолета вместе с ангаром сгорели «от невыясненной причины».

Таким образом, деятельность Гаккеля в авиации продолжалась недолго (1910-1912 гг.) и несмотря на удачные технические результаты, уже в 1912 году привела его к полному разорению. Не получив заказов на свои самолеты и истратив все средства, Гаккель вынужден был оставить работы в авиации и искать другую область применения своего незаурядного таланта. Он занялся тепловозами и электровозами. В этом деле достиг больших успехов, став пионером в новой для нашей страны области техники.

Картина дня

наверх