На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ставропольские выставки

Чтобы было понятно чем мы тут живем – надо больше давать информации о различных мероприятиях, проводимых на Юге России. Например, о выставках. В Ставрополе проходит региональная выставка Российской академии художеств. А в Благодарненском (Ставропольский край) краеведческом музее выставлял свою коллекцию икон местный коллекционер Александр Иванович Кашпоров. Он дал большое интервью, которое помещаю с сокращениями.

 

«В коллекции Кашпорова более полусотни икон. Самые старинные относятся к началу XVIII века, большинство – к середине и к концу XIX века. Как коллекционер определяет возраст икон?

- Я не специалист, но так как много читал о предмете моего собирательства, кое-что понимаю. Вот, например, икона Пантелеймона Целителя. Видите, какая толстая доска, 30 миллиметров, и порода дерева очень крепкая. Под краской несколько слоев грунта и еще марлевая проклейка. Все говорит о том, что образ написан в начале XIX века, в то время применяли такую технологию. А иконы конца прошлого века и начала ХХ уже писались на более тонких досках из дешевых пород дерева. Можно сказать, пошел ширпотреб.

Алексей Иванович подводит корреспондента к иконе Серафима Саровского. Говорит, что когда ему продавали этот образ, то заверяли, что он написан в XVIII веке. Но мало-мальски грамотный человек знает, что преподобный Серафим канонизирован в 1903 году, значит, раньше икона просто не могла быть написана. А сама доска действительно более древнего происхождения, и на ней раньше было другое письмо, по каким-то причинам утраченное.

Не все иконы попадают к коллекционеру в хорошем состоянии. Практически каждую нужно реставрировать. Например, Матерь Божия Феодоровская попала к Кашпорову в очень плохом состоянии, контуры рисунка еле просвечивались. Александр Иванович показал её художнику Андрею Воронину. Тот покрыл её художественным лаком, и образ словно обновился, высветился.

Например, «Христос – виноградная лоза» – это типичный образец академической живописи. Вроде бы икона, но видно, что художник дает полет своему воображению, выйдя далеко за рамки канонических норм. Пятая часть доски, на которой написан образ, была утрачена. Кашпоров подобрал нужный по фактуре и толщине кусочек, а дорисовал икону отец Сергий, который служит настоятелем храма в селе Каменная Балка. Он талантливый художник и реставратор, вместе с Кашпоровым они продлили жизнь не одной иконе.

Иконы попадают к Кашпорову разным путем. Но только не криминальным, заверяет Александр Иванович. Как правило, он покупает их у дедушек и бабушек в Благодарном и соседних селах. У него в коллекции нет очень старых и дорогих икон, а в незаконный оборот попадают именно такие.

Интересна судьба у иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Александр Иванович знает точную дату и место её написания. 1880 год, город Ярославль. Она была написана в честь дня рождения конкретной девочки, которая потом переехала в Благодарный и прожила долгую жизнь – 101 год. Родственники после смерти бабушки продали эту икону коллекционеру».

Картина дня

наверх