Имя английского художника Джорджа Доу связано с созданием выдающегося патриотического историко-художественного памятника – Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. Это была беспрецедентная по своему замыслу затея – представить портреты всех генералов-ветеранов, руководителей крупнейших сражений. А.С. Пушкин в стихотворении «Полководец» так писал об этом: «Толпою тесною художник поместил, Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода. И вечной памятью двенадцатого года».
Исполнено было 329 портретов, расположенных в 5 ярусов на стенах галереи. Но к открытию галереи в 1828 году не успели исполнить еще 106 портретов. Масштабы поражают, но, тем не менее, это не все генералы, отметим, что портреты некоторых активных участников Отечественной войны писать вообще не планировалось: одних вытеснили придворные интриги, на других пал отсвет событий 1825 года – декабристы, третьи были забыты неблагодарными современниками.
Цитируя строки Пушкина далее о том, что «сверху до низу… своею кистию свободной и широкой ее разрисовал художник быстроокой», отметим, что из 329 полотен галереи около 150 были созданы самим Доу. Остальные – работа русских помощников английского портретиста. Десятилетнее пребывание «любимца моды легкокрылой» в России не оставило никаких упоминаний в мемуарах современников. Доу поставил себе цель составить в России капитал и занимался только работой, работой и работой.
Бедственное положение его русских помощников (за год работы они получали столько же, сколько сам Доу за один портрет), беззастенчивая эксплуатация их труда и то, что он выдавал их работу за свою дошли до сведения общественности. И Доу со скандалом пришлось уехать из России. Неплохо если бы и сейчас так было с современными бизнесменами типа рыжего Чубаиса или бывшего министра обороны Сердюкова и его компании – оскандалился, покинь Россию.
А конец истории о безудержной погони за богатством в России английского портретиста тоже поучителен – он через год умер, оставив после себя миллион рублей золотом.