На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Российский музей воровства

На прошлой недели в «МК-Кавказ» опубликована статья Оксаны Химич – «Российский музей воровства». Эта газета распространяется только в Ставропольском крае, Карачаево-Черкессии, Ингушетии, Северной Осетии и Чечне. Основные тезисы данной статьи помещаю на нашем сайте.

 

Больше двух сотен уникальных произведений искусства не обнаружили в самом крупном музее РФ – Эрмитаже – летом 2006 года. После столь грандиозного скандала руководство страны решило устроить самую масштабную проверку музейных ценностей. Причем пройтись инспекторам пришлось по всем музеям нашей необъятной страны. «МК» первыми подводит итоги беспрецедентной инвентаризации музейных хранилищ.

Комиссия по инвентаризации музейных ценностей работала три года. Инспекцию проводили более семисот экспертов. Проверено 1828 музеев. Не обнаружено 182 тысячи предметов.

 

Вывод № 1: ошибки в учетных документациях

Оказывается, главная проблема в жизни музеев – это ошибки в учетных документах. Ведь в большинстве случаев того или иного предмета не могли найти не столько потому, что он был похищен, украден, разрушен. А совершенно по другой причине – музейщики неграмотно и зачастую нечистоплотно работали с учетной документацией.

Дело в том, сто в 1990-е годы, когда музеи плохо финансировались, руководители собраний бросили все свои силы на организацию выставок. Только таким способом они могли хоть что-то заработать. И руководителям музеев было просто не до учетной документации.

Но были и случаи противоположного характера. Находим, например, несколько ценнейших икон, а они не проходят ни по одной документации музея. То есть, в списках коллекций их нет. Разбираемся, откуда они здесь, в чем же дело? Оказывается, еще в 1950-1960-е годы, когда советская власть боролась с церковью и уничтожала иконы, музейные сотрудники прятали за портретами Маркса древнерусскую живопись. И, разумеется, в документы хранения иконы не вносили…

 

Вывод № 2: продавали ценности по приказу «сверху»

И все же наибольшие потери наших ценностей произошли в 30-х годах прошлого столетия, во время знаменитых музейных распродаж. Уникальные предметы уходили с молотка в другие страны. А молодое советское государство вырученные от торгов деньги потратило на индустриализацию страны…

49 тысяч предметов изъяты в 1920-1930-х гадах. 75,9 тысячи предметов – утрачено в годы войны.

 

Вывод № 3: плохая сохранность в подведомственных музеях.

Больше всего недостатков выявлено в подведомственных музеях. Оказывается, они работают не по общим музейным правилам, а по внутренним. Сами же ведомства, в свою очередь, обращали явно недостаточное внимание на свои же музеи.

Это: Центральный музей физической культуры и спорта (Минспорттуризм России), Музей морского флота (Минтранс России), Художественно-педагогический музей игрушки (Российская академия образования), Музей медицины (Российская академия медицинских наук). В перечисленных заведениях наибольшие недостатки: и с учетной документацией, и с хранением.

Еще во времена Союза, например, из тогда еще Ленинградского военно-морского музея передавали картины для украшения интерьеров Академии медицинских наук или в Главный штаб Военно-морского флота в Москве. И вот результат: сегодня они безвозвратно утрачены. Или еще случай: картины еще до распада Советского Союза передали в Киевское военно-морское училище. Вернуть полотна нет возможности: сегодня Украина – это другое государство.

 

Вывод № 4: отсутствие хранилищ

Известно, что представители музейного сообщества большую утрату ценных предметов часто оправдывают отсутствием достойных хранилищ. Действительно, на всей территории РФ многие музеи просто не располагают хорошими спецзданиями. Например, в Переславле-Залесском ценности вообще хранятся в бывшей трапезной. Там все вповалку: картины, книги, оружие, керамика, археологические находки. Потом ситуация в Пермской картинной галерее, основанной в 1930-х годах, тоже не лучше. Хранилище устроено на колокольне. При таких условиях на картинах и иконах уже имеются крупные повреждения.

Подобная проблема касается и крупных музеев. Например, в Петербурге, в Российском этнографическом музее, уже два раза затапливало подвалы. А в этих подвалах хранятся, между прочем, уникальные музейные экспонаты.

 

Вывод № 5: отсутствие достойной охраны

Проверка выявила еще одну большую тему – охрану музеев. С 1 января 2010 года музеям запретили в качестве охранников нанимать сотрудников честных охранных предприятий. Позволено только пользоваться услугами сотрудников МВД. Но здесь возникли вопросы. Услуги МВД стоят намного дороже.

Потребность в финансировании мероприятий по обеспечению безопасности Музейного фонда РФ – 16,2 млрд. рублей. Средства нужны на: организацию охранных мероприятий, инженерно-технические мероприятия, технические системы противокриминальной безопасности, пожарную безопасность.

Картина дня

наверх